Окна из дерева в памятниках истории и культуры Санкт-Петербурга
Деревянные окнаВ 2021 году Санкт-Петербург в шестой раз был признан центром культурного туризма планеты. Город получил престижную премию от World Travel Awards, обойдя Рим, Лондон и Пекин. Высокая оценка жюри закономерна, учитывая наличие более чем 8 тысяч объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга.
Каждое из зданий глядит на мир через окна, контуры которых вторят архитектурному стилю строения. Стилевых разновидностей немало. За 200 лет пребывания в статусе столицы России вплоть до революции 1917 года в Санкт-Петербурге творили много талантливых зодчих. На протяжении 300 лет истории города основным конструкционным материалом при изготовлении окон являлось дерево различных пород.
Петровское барокко
На момент основания города в 1703 году в европейских странах был крайне популярен барокко. Для обустройства столицы Петр I пригласил итальянских и французских архитекторов во главе с Доменико Трезини, которые и построили первые здания в барочном стиле.
Так как творчество западноевропейских светил Петр Великий контролировал лично, стилевые роскошь и вычурность были сведены к минимуму. Для петровского барокко характерна сдержанность в лепнине и выраженные прямые линии, а также наличие шпилей и фронтонов. Яркие образцы архитектуры той эпохи — Петропавловский собор, Кунсткамера, Кикины палаты.
Окна становятся стеклянными
При застройке города Петр I повелел знати возводить дома только по образцовым чертежам-шаблонам от Трезини. Архитектор предпочитал проектировать большие окна из карельской сосны. Крупные стекла делать еще не научились, но даже с мелкой расстекловкой оконные конструкции завораживали своей красотой. С этого периода в России начался расцвет стекольной промышленности и закат слюдяной.
Все окна зданий петровского барокко выдержаны в строгой прямоугольной форме. Однако для придания легкости изредка использовались и полуциркульные или арочные разновидности.
Стекла вставляли в свинцовые переплеты, створки окон делали из твёрдых пород дерева, таких как лиственница или дуб. Так как любимым деревом Петра был дуб, в сохранившихся палатах императора можно увидеть окна и двери из дуба европейского.
Барокко Растрелли
Правление дочери Петра Великого с 1741 по 1762 в музыке камня запечатлел Бартоломео Растрелли. За два десятилетия под его руководством в Санкт-Петербурге возвели четыре знаковых постройки: Зимний и Екатерининский дворец, Смольный собор и Большой Петергоф.
Стилистика сооружений Растрелли исполнена европейской пышности, отвергнутой Петром. На фасаде значительно больше декора, временами просматривается отсылка к рококо.
Окна зданий елизаветинского барокко в основном широкие и арочные. Зачастую они украшены богатой лепниной и сандриками или небольшими карнизами в верхней части.
Площадь выпускаемых стекол увеличивалась. Из Италии пришел рациональный деревянный переплет в форме креста, впервые появилось двойное остекление.
Классицизм и русский ампир
Начиная с середины 18 века наряду с барокко в Санкт-Петербурге появляются постройки в классическом стиле с колоннадами и античными композициями на фасадах. Постепенно классицизм вытеснил барокко и захватил город на несколько десятилетий. Расцвет стиля ассоциируется с эпохой Просвещения и правлением Екатерины Великой.
Классицизм подходил не только для дворцов. Зодчие возводили целые кварталы. Именно классицизм и выросший из него русский ампир с военной античной тематикой определяют архитектурный профиль Санкт-Петербурга.
В период строгого классицизма Джакомо Кваренги деревянным окнам свойственны строгие прямоугольные формы. Именно в это время двустворчатые окна стали такими, какими мы привыкли их видеть. Рамы стало возможным открывать отдельно друг от друга. Однако самое интересное время для питерских окон наступило с приходом модерна.
Модерн
Пришедший в конце 19 века на смену эклектического разнобоя модерн отражал царивший в обществе дух перемен. Стиль символизировал противоречие традициям и желание зодчих создать нечто новое.
Модерн, как синтез новаторской архитектуры и прикладных искусств, зародился в Европе, но под его влияние на 30 лет попал весь мир. Яркий пример модерна — дом компании «Зингер» 1904 года постройки.
Базовые черты стиля:
- Асимметрия и скругление линий, что стало возможным по причине развития технологий.
- Использование натурального камня и кованого металла.
- Необычные декоративные элементы зачастую в традициях национального фольклора.
- Незаурядные порталы и эркеры, искусные оконные рамы сложной формы из различных сортов дерева.
- Витражи и мозаики с орнаментами на растительную тематику.
Всего в доходных домах и торговых галереях Санкт-Петербурга начала 20 века насчитывалось порядка 550 зданий с полноценными витражами. Частичное остекление цветными и фактурными стеклами встречалось гораздо чаще. Ими украшали фрамуги, верхние и боковые секции прямоугольных рам, а также круглые окна и верхнюю часть полуциркульных. Сейчас в городе запущен проект по инвентаризации исторических зданий с витражами.
Северный модерн
Истоки северного модерна в архитектурных традициях соседней Финляндии. Главным выразителем стиля в Санкт-Петербурге стал Фёдор Лидваль.
Северный модерн оживил город остроугольными крышами, эркерами и необычными трапециевидными окнами. Всё это делает здания немного похожими на средневековые замки. На стенах и карнизах повсеместны барельефы с животными и растениями, элементы скандинавской тематики.
Окна — отдельная тема северного модерна. Это единственный стиль, который может похвастать таким разнообразием оконных форм: до 4–7 в одном доме! Стрельчатые, полуциркульные, трапециевидные, прямоугольные.
Нашей команде частенько приходится работать с проектами по воссозданию образцов времен модерна и северного модерна. Например, для паба «Красный угол» мы изготовили деревянные окна из дуба и аккуратно вмонтировали их в исторические эркеры. Воссоздали старинные руки из латуни.
Наши принципы: индивидуальный подход, применение современных технологий и мастерская ручная работа. Мы любим наш город, уважаем заказчиков и добиваемся идеального качества поверхности в любом проекте.
Для консультации свяжитесь с нами по телефону +7 (499)226-28-40 или закажите на сайте обратный звонок. Менеджер в ближайшее время вам перезвонит.